Программа информатизации

Муниципальное общеобразовательное  учреждение  

"Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Магнитогорска

 

счетчики посещений сайта
счетчик посещений сайта

 

Программа информатизации

 

  Проект «Информатизация системы образования» 

                                                            

          Программа информатизации

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 28

  

Г. Магнитогорск

2008 г.

 

ПАСПОРТ

 программы информатизации МОУ  «СОШ № 28» на 2008-2013г.г.

Наименование программы

Программа  информатизации

Средней общеобразовательной школы на 2008-2013г.г.

 

Дата принятия решения о разработке программы

Решение педсовета от    августа 2007   г. № 1

Разработчики программы

 

 

Цели и задачи программы

Целью Программы информатизации является создание комплекса условий для информатизации образовательного процесса в МОУ, создание условий для освоения педагогами и администрацией школы информационных и коммуникационных технологий, использование их в организации и реализации образовательного процесса для повышения качества образования и повышения степени готовности учащихся к деятельности в информационном обществе.

Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:    

·        Создание материально-технических условий реализации Программы информатизации.

·        Информатизация управленческой деятельности

·        Повышение квалификации педагогов через их обучение с целью формирования базовой ИКТ - компетентности

·        Накопление и совершенствование программно-методического обеспечения с использованием средств ИКТ

·        Повышение грамотности учащихся в области ИКТ

 

Основные индикативные показатели программы

·        Количество  автоматизированных рабочих мест учителя ( увеличить с  до   ;

·        Количество учащихся на один персональный компьютер (уменьшить с   до    );

·        Процент  преподавателей, работающих на персональном компьютере (увеличение до 100%);

·        Количество педагогических и административных работников школы, повысивших свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий на базе межшкольного методического центра (в % от их общего числа) – 100%

·        Количество выпускников 9-х – 11-х классов, освоивших информационно-коммуникационные технологии  (увеличение процента выпускников владеющих персональным компьютером в совершенстве от      % до 100%)

·        Подключение к сети Интернет и использование ресурсов Интернет в образовательном процессе;

·        Формирование УМК предметных областей с наличием информационных носителей.

Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы: 2008—2013г.г.

Объемы (тыс. руб.) и источники финансирования программы

Бюджет города – 

Бюджет области –

Бюджет школы –

 

 

ИТОГО:

Ожидаемые конечные результаты программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации программы будут созданы условия для выполнения основных мероприятий модернизации образования и создание условий для повышения качества и доступности общего образования. Это позволит обеспечить:

1) повышение уровня развития основных ключевых компетентностей школьников;

2) освоение обучающимися новых информационных и коммуникационных технологий;

3) расширение возможностей получения образования в форме дистанционного обучения;

4) повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров;

5) повышение эффективности расходования средств.

Система контроля исполнения программы

·        Представление ежегодных отчетов  по выполнению основных мероприятий программы и достижению индикативных показателей эффективности ее исполнения педагогической общественности, учредителям.

·        Обсуждение результатов реализации программы (в соответствии с ее этапами) на педагогических советах, родительских конференциях.

·        Представление ежегодных результатов реализации программы Совету  образовательного учреждения

Содержание 

1. Общие положения ................................................................................6

1.1. Введение ...........................................................................................6

1.2 История развития информатизации ОУ ...............................................7

1.3. Направление реализации программы……………………………………..8

1.4. Сроки и этапы реализации…………………………………………………9

2. Цели и задачи Программы информатизации  .........................................10

2.1 План деятельности ОУ по реализации Программы информатизации ….11

3. Проекты

3.1. Создание единого информационно-образовательного пространства ….13

3.2. Повышение ИКТ компетентности педагогов ………………………..17

3.3. Совершенствование материально-технической базы ………………...19

4. Авторская группа …………………………………………………… 21

5. Глоссарий ……………………………………………………………22

6. Библиографический список …………………………………………..24

 

 Программа информатизации МОУ  «СОШ №28»

на период с 2007 по 2013 гг.

 

1.Общие положения

 

1.1.Введение

    

 

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года для реализации целей и задач информатизации образования  в МОУ «СОШ № 28» разработана Программа информатизации образовательного учреждения.

 

В Программе информатизации МОУ «СОШ №28» определены основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности. На первый план выдвигается необходимость адаптации образования к потребностям и возможностям личности. Осуществление этой цели невозможно без внедрения в образовательную практику новых информационных технологий. Процесс информатизации является одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает качественно новые возможности и для учащихся, и для педагогов, и для руководителей. Новые задачи, которые решает система образования: повышение качества образования, его доступность и эффективность, требуют широкого внедрения новых образовательных технологий, модернизации управления этой сферой,  повышения уровня квалификации педагогов и руководителей школы.

 

При проектировании Программы мы опирались не только на Концепцию модернизации российского образования, Национальный проект «Образование» и Федеральный проект «Информатизация системы образования», но и на информацию о состоянии информатизации образовательной системы в нашем учреждении.

 

 1.2.История развития информатизации ОУ

 

Под информатизацией образования понимается: в широком смысле – комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком смысле -  внедрение в учреждения системы образования  информационных средств, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

В 2004 году по решению Совета родителей школы приобретена техника  нового поколения (компьютеры, проектор, экран), что позволило расширить учебную, исследовательскую деятельность учащихся и возможность представлять ход эксперимента с использованием технических средств.

С 2000 г. идет использование ПК в  административной работе.

 В 2006 году Р.Е Пивень  – учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории , стала обладателем Гранта Губернатора Ч.О, ею получено АРМ учителя, с помощью которого ведется активное внедрение  Новых информационных технологий.

В 2005-06 учебном году создана школьная команда для обеспечения информатизации ОУ, создан школьный сайт, школа имеет доступ к ресурсам Интернета.

На период начала процессов информатизации уровень подготовки педагогических кадров составлял    %. К 200 – 0   учебному году прошли  компьютерные курсы в ММЦ     % педагогов.

На занятиях в ММЦ педагоги получили не только навыки работы с офисными технологиями, но и методическую помощь в разработке и применении ЦОРов. Вместе с тем следует признать, что повышение ИКТ- компетентности педагогов не привело к ее активному применению  в образовательном процессе всеми учителями, т.к. этому мешают трудности, связанные с недостаточной материально-технической базой.

 В   ОУ  ИКТ используются при проведении педсоветов, семинаров – практикумов, совещаний для педагогов, внеклассных мероприятий родительских собраний, родительских конференций, НОУ учащихся, общешкольных праздников (День знаний, последний звонок), в ГОЛ.   Таким образом, рассматривая исходное состояние информатизации  МОУ, нельзя не отметить некоторые присутствующие на данный момент недостатки: низкий уровень ИКТ - компетентности у учащихся школы.  Не создано единое информационно-образовательное пространство МОУ, нет компьютерного класса и АРМа учителя в начальной школе,  но,  несмотря на это учителя проводят  уроки с использованием ЦОР, используя  мультимедиа - технику  старшего  звена.

 

1.3. Направление реализации программы

 

1.     Управление школой на основе новых информационных

технологий.

    2. Создание единого образовательного пространства обучения

            Сроки и этапы реализации программы

 

Сроки реализации программы: 2008—2013 г.г

 

 2. Цели и задачи программы информатизации

 

В связи с модернизацией образовательной системы ОУ в соответствии с требованиями времени возникает необходимость создания качественно нового образовательного пространства. Обеспечение высокого уровня доступности информационных и коммуникационных технологий для учащихся и педагогов является ключевым условием создания такого образовательного пространства. Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволит преодолеть усиливающийся разрыв между содержанием образования, результатами образования и потребностями современного общества. 

Целью Программы информатизации является создание комплекса условий для информатизации образовательного процесса в МОУ, создание условий для освоения педагогами и администрацией школы информационных и коммуникационных технологий, использование их в организации и реализации образовательного процесса для повышения качества образования и повышения степени готовности учащихся к деятельности в информационном обществе.

Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:    

·                   Создание материально-технических условий реализации Программы информатизации.

·                   Информатизация управленческой деятельности

·                   Повышение квалификации педагогов через их обучение с целью формирования базовой ИКТ - компетентности

·                   Накопление и совершенствование программно-методического обеспечения с использованием средств ИКТ

·                   Повышение грамотности учащихся в области ИКТ

 

Каждая из этих задач связана с  тремя проектами, реализация которых приведет к осуществлению главной цели программы.

 

2.1 План деятельности ОУ по реализации Программы информатизации

 

Мероприятие

Ожидаемые результаты

Сроки

Ответственные

1.  

Компьютеризация и автоматизация всех структурных подразделений ОУ

Техническое оснащение образовательного пространства ОУ

2008-2013

Директор, зам. директора по информатизации

2.  

Объединение ПК в единую локальную сеть ОУ

Единая сеть ОУ, доступная пользователям

 2008 - 2013

Директор, зам. директора по информатизации

3.  

Наполнение и активное функционирование  сайта ОУ

Сайт, доступный пользователям

2008-2013

Зам. директора по информатизации, школьная команда

4.  

Разработка пакета нормативных документов по вопросам информатизации

Локальные акты,

положение о школьной команде,

должностные инструкции

2008-2013

Директор, заместители директора

5.  

Внедрение в образовательный процесс ЦОРов:

·        проведение открытых уроков с использованием ИКТ

·        смотр УМК с ИКТ

 

 

Методические разработки проведения учебных занятий с использованием ЦОР

2008-2013

Зам. директора по УВР, руководители МО,

педагоги

6.  

Наполнение АРМ библиотекаря

Создание медиатеки

Медиатека

2008-2013

Зам. директора по УВР, библиотекарь, руководители МО, педагоги

7.  

Мониторинг качества образования  на основе ИКТ

 Результаты мониторинга качества образования  на основе ИКТ

 

2008-2013

Заместители директора по УВР и по информатизации

8.  

Методическая поддержка педагогических инициатив, направленных на создание новой практики обучения:

консультирование по вопросам использования ИКТ в подготовке к конкурсам,  конференциям, семинарам

Проекты, представляемые на конкурс педагогических инициатив в рамках проекта ИСО, презентации

 

 

2008-2013

Заместители директора по УВР и по информатизации

9.  

Приобретение комплекса программного обеспечения для службы психолого-педагогического сопровождения

Комплекс программ, используемых в мониторинге педагога-психолога

2012

Директор, заместитель директора по информатизации

10.  

Разработка внеклассных мероприятий с использованием ИКТ

Сценарии праздников, классных часов

2008-2013

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по информатизации,

 педагоги ДО

11.  

Мониторинг классного руководителя с применением ИКТ

Электронный журнал классного руководителя

2008-2010

Заместитель директора по ВР

12.  

Обучение педагогического состава информационным и коммуникационным технологиям, приемам эффективной работы с новыми ЦОРами через систему курсов повышения квалификации в ММЦ

Удостоверение о повышении ИКТ-компетентности педагогов 

2013

Директор, заместители директора по УВР и по информатизации

13.  

Приобретение недостающего оборудования для комплексной компьютеризации и автоматизации

Новое техническое оборудование

2008-2013

Директор, заместитель директора по информатизации и по АХЧ

14.  

Мониторинг внедрения Программы информатизации

Дневник внедрения Программы

2008-2013

Зам. директора по информатизации

15.  

Анализ и обобщение  данных, полученных в ходе мониторинга процесса внедрения Программы информатизации

Методические рекомендации

2009-2013

Школьная команда

16.  

Совершенствование взаимодействия структурных подразделений ОУ посредством единого информационно-образовательного пространства

Документооборот ОУ

2008-2013

Директор, зам по информатизации

 3. Проекты

 

ПРОЕКТ 1. Создание единого информационно-образовательного пространства в ОУ

 

Цель и задачи проекта

Информатизация процесса обучения предполагает формирование совокупности психолого-педагогических условий,  технологий и средств обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий. А под информатизацией процесса управления образованием мы подразумеваем разработку информационного обеспечения управленческой деятельности, включающего в себя создание информационных систем. Процесс информатизации образовательного учреждения требует создания единого информационного пространства школы (ЦЕЛЬ ПРОЕКТА). Представление об информационном пространстве базируется на необходимости объединения всей информации, циркулирующей в образовательной системе, на основе использования единой компьютерной информационной сети.

Задачи проекта:

1.                 Формирование совокупности банков и баз данных по всей    внутришкольной информации образовательного учреждения.

2.                 Отбор и освоение технических и программных средств хранения, обработки  и передачи информации.

3.                 Овладение сотрудниками школы основами информационной культуры.

4.                 Наполнение медиатеки.

 

План реализации проекта

 

Содержание мероприятий

Результат

Дата

Ответственный

1.  

Изучение нормативной базы педагогическим коллективом

Приказы по ОУ

2008

Директор ОУ

2.  

Внесение изменений в функциональные обязанности   отдельных субъектов управления образовательным учреждением.

Должностные инструкции

2008

Директор, заместители директора

3.  

Разработка «Положения о деятельности школьной команды в сфере информатизации ОУ»

 

2008

Директор, заместители директора

4.  

Оформление основных банков данных внутришкольной информации в электронном виде.

Сформированная система внутришкольной информации, с ликвидацией таких недостатков, как дублирование данных, наличия бесполезных и отсутствие необходимых сведений, приведение всей внутришкольной информации в удобный для осуществления информатизации вид.

2008-2009

Администрация

5.  

Прохождение педагогами,  нуждающимися в курсах ИКТ-компетентности обучения в ММЦ.

Удостоверения о прохождении курсов

2008

Зам. директора по УВР

6.  

Создание школьной медиатеки

Медиатека

2008-2009

Библиотекарь

7.  

Разработка тематического планирования с учетом использования ЦОРов

 

Календарно-тематическое планирование

2008-2013

Зам. директора по УВР

8.  

Организация и проведение учебных занятий с использованием ИКТ

Конспекты уроков

2008-2013

Зам. директора по информатизации

9.  

Проведение психологических и социологических исследований учащихся

Анализ результатов исследования

2008-2013

Психолог, соц.педагог

10.  

Организация и проведение воспитательных мероприятий с использованием ИКТ

План проведения мероприятий

2008-2013

Зам. директора по ВР

11.  

Мониторинг внедрения Программы информатизации и его анализ

Дневник внедрения программы

2008-2013

Зам. директора по информатизации Школьная команда по информатизации

12.  

Обобщение опыта информатизации процесса обучения

Методические рекомендации

2013

Школьная команда по информатизации

 

 

Ожидаемый результат:

·        создание единого информационно-образовательного процесса в ОУ, отличительной особенностью которого является свободное, целенаправленное и результативное использование информационных технологий для совершенствования образовательного процесса.

  

          ПРОЕКТ 2. Повышения ИКТ- компетентности педагогов

 

Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: повышение ИКТ-компетентности педагогов  с целью повышения качества образовательного процесса в различных предметных областях.

Задачи проекта:

1.       Создание условий совершенствования навыков работы в оформлении документации в программах Microsoft Office Word, Excel, PowerPoint.

2.       Создание методики работы с ЦОРами на уроках.

3.       Накопление и совершенствование программно-методического обеспечения. Разработка ЦОР для образовательного процесса  в различных областях.

4.       Создание организационно - управленческих условий для систематического применения ИКТ при обучении учащихся в различных предметных областях.

 

План реализации проекта

Содержание мероприятий

Результат

Дата

Ответственный

1.      

Изучение Word, Excel, PowerPoint

Оформление отчетных документов

2008-2013

Заместители директора

2.      

Проведение открытых уроков с применением ЦОРов, семинаров, практикумов

Обмен  опытом работы с ЦОРами

2008-2013

Зам. директора по УВР, учителя

3.      

Создание методики преподавания уроков с применением ЦОРов

Электронные пособия, цифровые продукты

2008-20013

Зам директора по УВР, учител

4.      

Обучения педагогов в ММЦ

Удостоверение о повышении квалификации.

2013

Директор,

зам.директора по информатизации

5.      

Создание презентаций при подготовке к различным конкурсам и конференциям

Презентации

2008-2013

Зам. по информатизации, педагоги

6.      

Отслеживание и апробация новых поступлений медиатеки ММЦ по учебным предметам и внедрение их в учебный процесс

 

 

 

Медиатека ОУ

С момента открытия медиатеки

 

Зам. по информатизации, библиотекарь

7.      

Создание АРМ учителя

Программно-методическое обеспечение

2008-2013

Директор, зам по информатизации

8.      

Мониторинг внедрения ЦОРов в образовательный процесс

Электронный дневник внедрения ЦОРов

2008-2013

Зам. по информатизации

9.      

Анализ данных, полученных в ходе мониторинга внедрения ЦОРов в образовательный процесс

Банк данных

2013

Зам. по информатизации

 

Ожидаемые результаты:

·        создание условий для самообразования и обмена опытом педагогов;

·        создание новых образовательных ресурсов на основе информационных технологий;

·        участие в конкурсах, конференциях учащихся и педагогов с использованием информационных технологий.

 

 ПРОЕКТ 3. Совершенствование материально-технической базы

 

Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание информационно-образовательной среды, ориентированной на создание условий для познавательной и научно-поисковой деятельности учащихся и педагогов.

            Задача проекта: создание комплекса материально-технических условий для реализации Программы информатизации образовательного процесса ОУ.

План реализации проекта

 

Содержание мероприятий

Источник финансирования

Дата

1.      

Открытие компьютерного класса

Бюджет, внебюджетные средства

2008 - 2013

2.      

Приобретение дополнительного оборудования для комплексной компьютеризации и информатизации всех структурных подразделений

Бюджет,

внебюджетные средства

2008-2013

3.      

 Приобретение техники, комплекса программно-методического обеспечения для службы психолого-педагогического сопровождения.

Бюджет,

внебюджетные средства

2008

4.      

 Создание единой информационной  сети

Бюджет,

внебюджетные средства

2008-2013

5.      

Организация АРМ библиотекаря,

Пополнение медиатеки

Бюджет,

внебюджетные средства

2008

6.      

Организация АРМ учителя

Бюджет,

внебюджетные средства

2008-2013

7.      

Оплата услуг Интернет

Бюджет

2008-2013

 

 

 

Ожидаемый результат:

 

·        непрерывное совершенствование материально-технической базы школы и квалификации педагогов позволит организовать обучение учащихся на высоком уровне.

 

 

4. Авторская группа

 

Ф.И.О.

Должность

Контакты

1.

Буданов Анатолий Иванович

Директор

МОУ СОШ №28

34-31-64

2.

Гуреева Ирина Сергеевна

Слушатель курсов "Организатор информатизации образования"

34-31-64

3.

Маркун

Людмила Юрьевна

Заместитель директора по УВР

34-31-64

 

 

5. Глоссарий

 

Внутришкольная (управленческая) информация – данные, которые обладают для руководителя новизной и требуют принятия управленческих решений.

Единое информационное пространство – совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей пользователей.

ИКТ-компетентность  способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей образования.

Информатизация образовательного процесса – внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательной деятельности: процесс обучения, воспитательную систему, управление образовательным процессом.

Информатизация процесса обучения – формирование совокупности психолого-педагогических условий,  технологий и средств обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация процесса управления образованием – разработка информационного обеспечения управленческой деятельности, включающего в себя создание информационных систем.

Информационная культура - наличие знаний и умений в области осуществления информационных процессов. Информационная культура включает в себя следующие аспекты:

-                   знание теоретических вопросов информатики;

-                   умения и навыки практического использования информационных технологий для решения конкретных управленческих задач;

-                   представление о системе морально-этических и юридических норм поведения человека в информационном обществе. 

Информационная система – совокупность средств, методов, персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах поставленной цели.

Информационное обеспечениесовокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной информации для решения управленческих, научных, технических, производственных, коммерческих и других задач в соответствии с этапами их решения.

Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы – это совокупность специфических ресурсов, процессов и технологий, предназначенных  для решения управленческих задач.

Информационно-коммуникационные технологии – вся совокупность методов автоматизации информационной деятельности с использованием компьютера и других коммуникационных средств.

Медиатека – информационный центр образовательного учреждения, содержащий информационные источники как в бумажном, так и в электроном виде, а так же устройства для работы с ними.

Программное обеспечение – это совокупность всех программ,  хранящихся на всех устройствах долговременной памяти компьютера. Программное обеспечение подразделяется на системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение (общего или специального назначения) и инструментарий.

Управленческая деятельность - процесс, направленный на формирование и достижение целей организации и состоящий из определенных функций: планирование, организация и контроль.

Цифровые образовательные ресурсы – учебное средство, реализующее возможности информационно-коммуникационных технологий, следующих видов:

1.     информационные источники: элементарные, простой или сложной структуры

2.     инструменты учебной деятельности: программные продукты, предназначенные для редактирования и компоновки текстов, рисунков и т.д.;

3.     средства, обеспечивающие организацию учебного процесса;

4.  учебно-методические материалы нового поколения  (дополнение

     существующих учебных пособий комплектами цифровых ресурсов,

     инновационные УМК). 

6. Библиографический список

1.     Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник.    М.:Изд-во Либерия, 2001.- 536 с.

2.     Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу  //  Информатика и образование. – 2000. – № 8. – С. 9-12.

3.     Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

4.     Цветкова М.С. Модели комплексной информатизации общего образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»